[Радио и ТВ в Воронеже ]

Борьба за частоту
В радиобизнесе наметилось противостояние: москвичи против местных. Атакует столица. Регионы пытаются сопротивляться. Еще бы. Говоря языком политиков, их лишают суверенитета.

Русская медиагруппа (РМГ) - один их главных участников сражения с московской стороны. Сейчас в холдинге изменили политику взаимоотношений с региональными партнерами. Местных ставят перед выбором: либо продавать свои права на частоту самой РМГ, либо прекращать взаимоотношения с раскрученными радиобрендами холдинга.

Например, с февраля 2007 года было прекращено вещание «Русского радио-Чита». Официальным поводом для этого стал отказ корпорации РМГ продлевать контракт на совместную деятельность с ООО «Русский дом ltd». Директор читинской компании Сергей БУТЯЕВ называет причиной прекращения вещания политические вопросы. В самом холдинге все объясняют экономическими причинами.

Недавно схожим образом развивался конфликт между РМГ и их региональным партнером в Челябинске. По информации из нескольких источников, испытывать давление со стороны РМГ может и ее воронежский партнер - господин Борисов. По нашим сведениям, он не пойдет на открытый конфликт и предпочтет вариант с продажей прав на частоту вещания «Русского радио-Воронеж» своим московским партнерам из РМГ. Правда, сам Виталий Борисов эту информацию опроверг:

- У нас замечательные отношения с Русской медиагруппой. Никакого конфликта не было и быть не может. Что касается нашего партнерского соглашения, никаких его подробностей я не хотел бы выносить в свет.

ВОЛЬНЫЕ РЕСПУБЛИКИ

Сегодняшний региональный партнер московской радиостанции похож, пусть не обижаются местные радиомагнаты... на Белоруссию. Братская республика, напомним, до недавнего времени жила на перепродаже российского газа другим странам. По такой же схеме строится экономика большинства местных представительств FM-станций. Только вместо газа - раскрученный бренд федеральной волны и производимый ею продукт.

Стандартная схема взаимоотношений между московской радиостанцией и ее региональным партнером на сегодня - франшиза. В этом случае правами на волну, которая приносит звуки столичного эфира в регионы, владеет региональный партнер. У него заключен контракт с одной из федеральных FМ-станций. Местный покупает у «москвича» его программный продукт - платит роялти. Сумма эта на сегодня не так уж велика. Для Воронежа она колеблется в пределах пяти тысяч долларов в месяц.

Федеральный эфир составляет основу вещания. А оставшиеся у себя 2 - 3 часа (в зависимости от условий договора) «временного пространства» частоты региональный партнер заполняет своим продуктом, но в формате московского партнера. Как правило, вводится местная передача по заявкам и пара других проектов.

Подходим к главному. Те 20 процентов от суточного вещания, которые можно отдавать под рекламу, так же делятся между партнерами. Обычно этот «пирог» распределяется так: две трети заполняет местной рекламой региональный партнер, треть идет под федеральные ролики. На телевидении, к слову, обратная пропорция.

ЧТО ЕЩЕ ДЛЯ СЧАСТЬЯ НУЖНО?

Такая схема целиком и полностью устраивает региональных радиобизнесменов. Судите сами. Свой продукт практически не нужен. В раскрутку бренда тоже не нужно вкладываться - москвичи сами за аудиторию борются. «Русское радио» проводит «Золотой граммофон» , «Авторадио» - «Дискотеки восьмидесятых», «Шансон» - «Шансон года»... Основная, если не единственная, задача местного магната - делать деньги на рекламе. Сегодня практически у всех местных FM-радиостанций очень сильные коммерческие отделы - это признают все игроки воронежского радиобизнеса. Так что радио приносит своим владельцам неплохой доход. Точные цифры определить сложно. Директор «Медиа-базара» Светлана ТРУНОВА рассказала, что погрешность при таких подсчетах может доходить до 40 процентов. «Есть система скидок для клиентов, еще всякие дополнительные особенности работы с рекламодателями». К тому же наши радиостанции часто грешат нарушениями закона о рекламе. Замруководителя ФАС по Воронежской области Виталий ПОПОВ подтвердил: «Некоторые из воронежских FM-станций с понятием «реклама» поступают слишком вольно. Имеют место вопиющие нарушения. Просто руки никак до них не доходят - других дел слишком много. Но скоро наше терпение истощится».

Тем не менее есть оценки игроков рынка. Одни говорят, что доходность радиоволны составляет около 600 тысяч рублей в месяц. Другие, оценивая совокупные доходы от рекламы всех воронежских FM-станций, называют 5 миллионов рублей в месяц. Ясно одно - прибыль сегодня приносят все существующие частоты. По словам директора ОРТПЦ Александра ЗЕЛЕНИНА, даже «Общественное Российское радио» с его невысокими рейтингами - вполне неплохой бизнес.

Так что сложившаяся ситуация на рынке «местных» устраивает абсолютно. Но не Москву.

СПРАВКА

Русская медиагруппа - управляющая компания, производящая программный продукт для электронных СМИ и региональных радиокомпаний. Радиоактивы: «Русское радио», «Русская служба новостей / РСН» (ранее - «Русское радио-2»), «Радио Монте-Карло», «D FM» (ранее - «Динамит FM») и «Maximum».

Проф-Медиа - частный диверсифицированный российский холдинг - был создан в 1997 году. Радиоактивы: «Авторадио», «Energy», «Юмор FM», «Русские песни».

Европейская медиагруппа - созданная в марте 2006 года, является дочерней компанией «Lagardиre Active Radio International S.A» (LARI), международного радиовещательного подразделения «Lagardиre SCA», ведущей французской медиагруппы. Радиоактивы: «Европа плюс», «Ретро FM», «Радио 7 на Семи Холмах», «Мелодия», «Эльдорадио».

ИМПЕРИЯ НАНОСИТ УДАР

Столичный рынок рекламы остановился в своем развитии - это факт, с которым никто уже не спорит. В то же время региональные рынки рекламы растут хорошими темпами - в среднем по России этот рост составил 20 процентов.

Столичным радиохолдингам, чтобы развиваться дальше, нужен доступ к региональным рекламодателям. В провинциях им требуются не партнеры, а филиалы с наемными менеджерами. Это главная причина, по которой отношения с региональными партнерами начинают охладевать. Потому что сами местные, понятное дело, делиться с москвичами не хотят. Однако их мнения спрашивают все реже.

Направления атаки:

1. Давление на регионального партнера. Об этом мы уже говорили на примере политики, проводимой РМГ. В один прекрасный день московская станция заявляет: либо частота переходит под наш контроль, либо мы прекращаем на ней вещание. И вот тогда у местного начинаются бессонные ночи. С одной стороны, выбор у него есть. Это же вольная республика - что хочу, то и вещаю. Но... Сейчас порвать отношения с топовой радиостанцией означает для регионального владельца частоты нанести серьезный удар по своему бизнесу. С кем заключать новый контракт? Все хитовые станции, обеспечивающие хорошие рекламные сборы, уже разобраны. Новое соглашение можно будет заключить только со станцией второго эшелона - с более низкими рейтингами и, значит, с меньшими доходами на рекламе. Что делать? Здесь уже каждый выбирает свой вариант.

2. Победы на конкурсах. Московские холдинги все активней участвовуют в конкурсах по розыгрышу региональных частот. Существует Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций. В ее составе есть Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию (ФКК), которая время от времени разыгрывает частоты. В том числе и в Воронеже. Вот тогда начинается самое интересное. Обычно розыгрыш объявляется за два месяца до конкурса. Этот период - подготовка к маленькой предвыборной кампании, которая пройдет всего лишь в течение трех минут, - время выступления перед «избирателями» контролируется песочными часами. «Избиратели» - это 12 членов конкурсной комиссии, которые голосованием выбирают из круга претендентов одного победителя.

На последнем конкурсе, 31 января 2007 года, участвовало девять претендентов - из них четыре воронежских и пять московских. Победу одержало ООО «МКБ». Владелец бренда - вещательная корпорация «Проф-медиа», входящая в холдинг «Интеррос» Владимира Потанина. Конкурс, по словам директора «Авторадио-Воронеж» Игоря Баранникова, посетил Александр Варин - президент «Проф-медиа». К концу этого года на частоте начнет вещание радиостанция холдинга «Юмор FM». Короче, победила Москва.

На предыдущем конкурсе, 21 декабря 2005 года, победу одержало ЗАО «Ретро FМ» - структура «Европейской медиагруппы» (ЕМГ). Частота, на которой вещает эта станция, - фактически под контролем московского холдинга. Его развитие ЕМГ поручила на взаимовыгодных условиях своему региональному партнеру - «Европе Плюс Воронеж». Об этом в радиобизнесе все знают, хотя официально это не афишируется. На вопрос, какие отношения существуют между «Ретро FМ» и «Европой Плюс-Воронеж» руководитель проекта «Ретро FМ» в Воронеже Юлиана БУГОРСКАЯ сказала: «Ну да, мы очень дружны. Нас связывают общие интересы». Опять же, победа досталась Москве.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Столица продолжит экспансию в регионы. Вслед за Русской медиагруппой, ЕМГ, традиционно полагавшаяся в глубинке на франчайзинг, также изменила стратегию. За последние два года группа открыла 20 локальных компаний, в которые местных партнеров пускают только на роль миноритариев. Новые лицензии на вещание ЕМГ тоже получает сама. Запуск «Ретро FM» - это как раз пример такой политики в Воронеже.

Но давайте порассуждаем: а что плохого в такой тенденции? Понятно, что в регионах фраза «Москва все скупила» имеет практически то же магическое значение, что в самой столице выражение «Понаехали!». Однако система франшизы сейчас избаловала местный радиобизнес. Почему в Воронеже так мало радиостанций местного формата? «А кому нужны лишние проблемы со своей радиостанцией, если намного проще заключить договор по франшизе? - задавали мне контрвопрос участники местного рынка. - Подписал договор с москвичами, нанял менеджеров по рекламе, ну там пару ведущих взял - и сиди кури, получай доход».
Итог. Франшиза уходит, это уже неизбежно. Москвичи вовсю бьются за воронежские частоты. И в споре столичных радиогигантов воронежские участники конкурсов все чаще выступают в роли массовки. Вскоре все они окажутся перед выбором:


  • Соглашаться на роль «наемника». Пусть меньше доход, меньше прав и свобод, зато спокойная жизнь продолжается.
  • Создавать свой качественный и конкурентоспособный продукт. Все местные игроки рынка говорят в ответ: «Сложно». Конечно. Но можно. Белоруссию тоже долго терпели.

Владимир ЖУРАВЛЕВ, директор «Шансон-Воронеж»
К местному радио город не готов
- Да, москвичи хотят забрать себе местные частоты. Ко мне, например, не раз обращались из столицы с предложением продать свои права. Я не продаю - у меня нормальные взаимоотношения с московским партнером. Конечно, сетевое вещание для региональных игроков выгоднее, чем местное. Вот мы выходили на воронежский рынок с полностью собственным продуктом - «Ваше радио». Футбольные трансляции вели, передачи разные, музыку для вещания сами выбирали опять же. Не пошло... В первую очередь, по экономическим причинам. Хотя хороший был проект, мне кажется. Наверное, наш регион еще не готов к тому, чтобы слушать не попсу, а нормальное радио.

Сергей КОВЕШНИКОВ, руководитель медиахолдинга Ассоциация «Галерея Чижова» («MAXIMUM», «Love-радио», «Дорожное радио»)
Регионы на конкурсах - шансы минимальные
- Региональный радиорынок по объективным причинам сильно отстает в развитии по сравнению с Москвой, впрочем, так же как и Москва отстает от всего остального мира. Воронежскому местному радиорынку в данный момент нечем блеснуть в сравнении с сетевыми проектами. Поэтому наблюдается тотальная экспансия в регионы федеральных радиобрендов.
И такая тенденция, по всей видимости, сохранится до тех пор, пока в Воронеж не придут все успешные сетевые радиостанции или не будет создана по-настоящему сильная и конкурентоспособная местная радиостанция. Однако это под силу только крупным и влиятельным региональным холдингам, обладающим мощным творческим и финансовым потенциалом.

Мария НИКИТИНА, руководитель отдела регионального развития радио «Серебряный дождь»
Мы хотим в Воронеж
- «Серебряный дождь», безусловно, считает для себя Воронеж интересным и перспективным городом. Интересы «Серебряного дождя» в городах России и странах зарубежья всегда основываются на изучении рынка радиостанций, рекламного рынка, темпов экономического роста каждого отдельно взятого города. Причины нашего интереса к Воронежу мне кажутся очевидными: город находится в центре России, активно развивается... А вот рынок радиовещания, на мой взгляд, развит еще не до конца, хотя потенциал и у города (аудитории), и у радиовещателей, безусловно, есть. Есть профессиональные кадры, талантливые люди, готовые «поднимать» новые проекты. Безусловно, есть спрос на принципиально новые, «другие» радиопродукты.
На прошлом конкурсе, увы, мы не одержали победу. Но надежда нас не покидает. Воронеж - для нас очень важный город! И мы будем продолжать работу по выведению бренда «Серебряного дождя» на местный рынок.

Игорь БАРАННИКОВ, директор «Авторадио-Воронеж»
Конфликтов не будет
- Особую активность на региональных рынках московские холдинги стали проявлять в последние год-полтора. Сейчас волна конфликтов у всех основных медиагрупп с местными партнерами идет по Сибири. В Центральном регионе атака Москвы пока просматривается не так однозначно, но может быть повторение сибирского сценария. Хотя уже сейчас в Воронеже и так многие частоты переходят под контроль Москвы. Так что конфликтов, может, и не будет - в них у москвичей не возникнет надобности.

Источник: http://www.facto.ru/article/03_2007/radiobizness/

Категория: О Воронежском радио и ТВ | Добавил: SerMub (07.04.2010)
Просмотров: 3080 | Рейтинг: 0.0/0